«Когда за кино голосуют рублем...»

Дата: 04-01-2020 | 14:43:59

«Когда за кино голосуют рублем...»

 

Когда за кино голосуют рублем,

оно несусветным бывает дерьмом.

Когда за кино голосует тиран,

шедевры выходят порой на экран.

 

Тираны уходят, ликует народ,

художник свободно дерьмо создает.

Он делает деньги, народ веселя,

подвластный святой тирании рубля.

 

2 января 2020




Юрий Лифшиц, 2020

Сертификат Поэзия.ру: серия 1238 № 148694 от 04.01.2020

2 | 51 | 1441 | 03.06.2024. 03:09:13

Произведение оценили (+): ["Сергей Ткаченко (Amis)"]

Произведение оценили (-): []


На деньги кровожадного режима
Клеймит режим художник одержимо,
Неудержимо, яростно и смело.
И нету светлолицее его!
(А если что в карманах и осело -
Так это же совсем не воровство...)
:о)

Не думаю, что это относится к Юрию Иосифовичу.

Правильно не думаете. Это относится к художнику из сочинения.

Тогда хорошо, а то у нас тут всё больше пишут эпиграммы (да и прозаические комментарии) всё больше с намеками .

Так и здесь тоже намёк. Но не на Юрия, конечно. И (на всякий случай) ни на кого из здешних обитателей. :о)

Это хамство, а не воровство.

Юрий Иосифович, мне Ваша точка зрения более-менее знакома, а равно ее эволюция за 30 лет.
Скажите, а обязательно всё рассматривать, так сказать, сквозь "манихейскую" призму: черное и белое, добро и зло?
Других оттенков не бывает?
Без Сталина были бы и "Бежин луг", и Жизнь в цвету" в авторских вариантах, а не в том, что до нас дошло. Еще хорошо, что хоть это осталось.
Все-таки лучшие периоды советского кино - это 20-е и 60-70-е гг. - не самые тиранические эпохи.

Александр Владимирович, где Вы тут обнаружили "манихейство"? "Кино откровенным бывает дерьмом", а бывает не дерьмом. "Шедевры выходят порой на экран", а порой выходят и не шедевры. Так что это обвинение не по адресу. А стишок у меня случился, когда я узнал, что "Бриллиантовая рука" получила широкий прокат благодаря восторженному отзыву Брежнева. Ленту намеревались положить на полку. Мягкая тирания по отношению к художникам мало чем отличается от жесткой. Гонения на Бродского произошли как раз в "прекрасную эпоху".

Я начинаю размышлять о том, что талантливая комедия (в нашем случае - кинокомедия) - это показатель культурного здоровья породившей ее цивилизации. Я уже не говорю о детском кино, которого сейчас попросту нет. Его даже не пыжатся снимать. В отличие от комедий, которые снимать пыжатся, но толк от этих потугов напрочь отсутствует. Лично я лучше в 1001-й раз целиком посмотрю созданную при Сталине "Волгу-Волгу", нежели 10 минут какой-нибудь нынешней пакости вроде "Елок". 

Юрий Иосифович, "манихейский взгляд" - вполне устоявшаяся метафора.
"Елок" не смотрел и смотреть не собираюсь.
"Кино откровенным бывает дерьмом", а бывает не дерьмом"
Согласен. Бывает и Звягинцев, которого я ценю в тысячу раз выше Тарковского. Знаю, что Вы другого мнения, но это я его так ценю. Кабы там еще матерились поменьше - так было бы совсем замечательно, но, видимо, без мата невозможно. (Я вот тоже, глядя в окно, матерюсь - но про себя же!)
Что касается нынешнего госзаказа - я читал, что пимановский "Крым" посмотрело людей меньше, чем прочитало разгромную рецензию на него.
Цензура брежневских времен - вещь сложная. Но, между прочим, Тарковский вышел весь (на экраны - а Вы что подумали?) ("Страсти по Андрею" порезали - и, по-моему, только на пользу), фильмы Германа, Муратовой, "Комиссара", "Асю Клячину" по крайней мере дали снять.

"Бывает и Звягинцев, которого я ценю в тысячу раз выше Тарковского".

Что ж, вольному воля, спасенному рай. Я знаю вполне себе уважаемых людей, считающих графа Хвостова хорошим поэтом.

"("Страсти по Андрею" порезали - и, по-моему, только на пользу), фильмы Германа, Муратовой, "Комиссара", "Асю Клячину" по крайней мере дали снять".


Вот и я о том же.

Рай Вы, естественно, уготовили не мне.
Так и я знаю неглупых людей, поклоняющихся Тарковскому. Самому когда-то он нравился, пока я, насмотревшись, не стал вслушиваться в тексты, а потом и вдумываться.
Юрий Иосифович, Вы о чем - "о том же"?
Я не представляю себе "Комиссара", "Проверки на дорогах" или "Одинокого голоса человека", снятых при Сталине.

"Я не представляю себе "Комиссара", "Проверки на дорогах" или "Одинокого голоса человека", снятых при Сталине".

Всякому овощу свое время. При Сталине был сформирован кинематограф - инструмент, с помощью которого впоследствии были созданы "Комиссар", "Проверка на дорогах" или "Одинокий голос человека".

Ладно, оставим эту тему.
Я заканчиваю уже вторую статью о Чулюкине - вот именно сейчас, в данный момент.
Если хотите, могу прислать.

Присылайте, конечно.

Простите, возможно, я согласился бы с вами, но я не понимаю, что значит:
В морозящий стакан сталагмита
Тигр совершает последний прыжок.
Наверное, это так гениально, что непостижимо.

Яков, говоря о российском кино - я же не случайно упомянул в стишке рубли, а не доллары, не евро, ни вообще бабло, - так, вот, возражая мне, сказавшему о российском кино, Вы опираетесь на примеры из кино западного. Это как-то не совсем корректно, не находите? Прошло 30 лет после развала СССР. То, что осталось от советского кино, вызывает только омерзение и слезы. От детского кино не осталось ничего; от мультфльмов - пошлая полнометражная анимация; от кинокомедий - идиотские римейки; от мелодрам - приторная патока с добрыми миллионерами, которые женятся на домработница с тремя детьми; от проблемного кино - тошнотворная чернуха вроде звягинцевского "Левиафана"; от исторического кино - "Союз спасения", оплевывающего декабристов и возвеличивающего императора, тогда как в советском кино представители тогдашнего режима, несмотря на идеологию, были показаны вполне достойно (например, в фильме "И с вами снова я..."). Что в плюсе-то? Дебильные ситкомы и куча безразмерных сериалов, - но это скорее минус, чем плюс.

А теперь возьмите 30 лет после Октябрьской революции и сравните.

Мне интересно Ваше мнение, Владислав, тем более что оно почти совпадает с моим. Я только в некотором сомнении относительно Сокурова, хотя ни один его фильм, из числа виденных мною, мне не пришелся по душе.

Я, конечно, не гений (приведенный Вами стишок также не показался мне гениальным), но и у меня есть кое-что в тему

Сталкер

 

Ивану солоно пришлось.

Он не роптал. В нем зрело слово.

Он с детства возлюбил до слёз

Иконы инока Рублева.

 

И, восприяв благую весть,

Вступил он в океан без страха,

Стремясь идеям предпочесть

Завет блаженного монаха.

 

Но океан не принимал —

Ни самого, ни отражений, —

И кривизной своих зеркал

Готовил кораблекрушенье.

 

Был выброшен его ковчег,

Усталый пасынок вселенной,

На якобы радушный брег,

До ностальгии вожделенный.

 

Когда ж снотворное житьё

Удавкою коснулось шеи,

Он сердце потушил своё

В прощальном жертвоприношенье.

 

1987 (?)



Спасибо за ссылку об Иоселиани.

Спасибо за разъяснение. Я не видел таких игрушек.
Теперь понятно: Тарковский умер в год Тигра. Видимо, автор хочет сказать, что вместе с ним умерло Великое Искусство.
Не думаю. Муратова, например, не умирала, а только начала говорить в полный голос. Хамдамову только предстояло развернуться. Тот же Иоселиани...
Что касается ожидания развернутого комментария, то право-то Вы имеете, но не обещаю, что дождетесь, ибо моя болезнь держит меня больше в горизонтальном положении.

Из новых российских фильмов, которые я смотрела в последние годы ( в основном, из привозимых в Лондон на недели российского кино), мне запомнился фильм Жила - была одна баба. 2011 год. 
В этом году я посмотрела три фильма: 
1. комедия Холоп, которой открывался фестиваль. Кошмар и стыдоба. 
2. Покорение Сибири. Историческая драма. Крови больше, чем драмы. 
3. Документальный фильм про Сорокина. Я не люблю Сорокина, и фильм не помог полюбить его. 

То, что я посмотрел из российского в прошлом году, вообще не стоит упоминания.

Юрий Иосифович, Вы еще что-то смотрели?
В предпоследний раз я был в кино на Арбате, перед поездом в Ленинград, в 1995 г., смотрел "Ширли-Мырли".
В следующий раз в 2017 г. смотрел "Мутильду". Впечатление: как вырос уровень технического оснащения кинозалов и как деградировало кино!

Что-то смотрел, но в кинотеатре не был лет 30.

Знали, только забыли. Вы мне даже диагноз ставили.

Тромбоз обеих ног, большие трофические язвы.
Сидеть тяжко, п.ч. ноги отекают, лежать всё время тоже невмоготу.
Ладно, что делать - это теперь образ жизни.
Моя позиция такова: то, что мы имеем сейчас под названием "кино" - расплата за гибель Советского Союза, где это кино было. Одна из форм расплаты тем, кому были плохи СССР и его культура.
Не надо удивляться, что сегодняшние зрелища "недухоподъемны" и проч. - их авторам нечем вдохновляться. Разве что сатирикам.

У меня на Муратову другой взгляд. Я из нее смотрел всё, включая ранние (с А. Муратовым) фильмы и короткометражки.
Я не вижу там дискредитации. "Чувствительный милиционер", "Увлечения", "Второстепенные люди" показывают несуразных, гротескных, но в общем обаятельных персонажей. "Настройщик" - это вообще чудо. А "Вечное возвращение" - гимн безграничной человеческой талантливости, которая не нужна.
Муратова была в расцвете сил, когда получила возможность снимать кино без ограничений, но реальность изменилась так, что это невозможно было принять. Надежды изменить этот новый мир средствами искусства тоже не было.
Что оставалось делать умной и гениальной женщине, умеющей снимать такое поразительное кино? Можно было предаться отчаянию. Она, как я думаю, выразила своё полное презрение к этой новой реальности, с ее тотальным одичанием и опошлением, и искала в людях крупицы человеческого.
То и другое она делала с блеском, что уже немало.

Спасибо, Владислав. И Вас также.
Моя мама от кого-то услышала нелицемерное и доброе пожелание "шибко не болейте", и оно ей очень пришлось по душе.
Так что шибко не болейте. И творческих Вам успехов.

Дорогие коллеги. что мы всё про кино да про кино?
Может, пора уже оперу обсудить, т.е. меня?

Владислав, для меня пример Муратовой - достойная уважения попытка художника творить, когда опираться не на что.
В Советском Союзе был духоподъёмный проект, и кино создавало образ Человека. Советским людям показывали, так сказать, его лицо. Тихонов, Баталов, Ефремов, Лавров, Доронина, Фрейндлих, Печерникова, Демидова, Чурсина - и еще длиннейший ряд имен. Они наглядно показывали, что Человек прекрасен и что это звучит гордо.
А какое лицо показывают талантливые Безруков или Козловский? Извиняюсь за выражение, Саши Белого? Извиняюсь за выражение, "Высоцкого", на которого лучше не смотреть перед сном? Мятущегося персонажа "Духлесса", имени которого я не помню.
Или кого он там изобразил в новом "Экипаже"?
Вот это - прекрасно? Это звучит гордо?
Наверное, они могли бы сыграть кого-нибудь получше, но им не на что опереться.
Сравнить рядовой советский фильм о спорте и "Легенду №17" - думаю, это будет не в пользу второго.
С уважением
А.Ф.

Долгое время не понимал, почему в условиях рынка российский кинематограф напрочь коммерциализировался (за редким исключением практически выродился), а на Западе, кроме насквозь идеологизированной и пропагандисткой голливудской стряпни, существуют Вуди Аллен, братья Коэны, Ларс фон Триер, а ранее - Феллини, Орсон Уэллс, Марсель Карнэ и др.? Сегодня, наконец, дошло. Западному кино открыт глобальный кинорынок, благодаря которому окупаются даже авторские (некоммерческие, артхаусные) ленты. Наше кино на мировой рынок выхода не имеет. У них - блокбастеры плюс еще кое-что, у нас - сплошные баблостеры.


Баблостер - шикарный неологизм, не правда ли?

Спасибо, добро пожаловать в гости.
Буша (Эрнста) я тоже люблю.
С ответным рукопожатием
А.Ф.

хотелось бы, конечно, знать, Юрий, что же Вы смотрели из нашего кино, чтобы делать подобные обобщения: художник свободно дерьмо создает.
да, хорошего кино мало, но оно есть, и режиссеры есть, которые могут снимать не хуже "ихних", только, может, рубля- то им и не хватает, бюджета, в смысле? а если и создают дешёвый ширпотреб, что называется, то тут тирания, скорее, конъюнктуры, кмк. народ получает то кино, которого достоин.
а примеры достойного кино? Турецкий гамбит, например, Дозоры Бекмамбетова, Трудно быть богом Германа. а Бондарчук, а Литвинова? 

"а примеры достойного кино? Турецкий гамбит, например, Дозоры Бекмамбетова, Трудно быть богом Германа. а Бондарчук, а Литвинова?"

Знаете, Алена, Вы исключительно точно перечислили то, за что я "терпеть ненавижу" российское кино. Что ж, извольте.

1. "Турецкий гамбит" - никчемное кино, фальшивка на историческую тему.
2. "Дозоры" Бикмамбетова - чушь неимоверная.
3. "Трудно быть богом" Германа - рвотное средство. Содержимое желудка при вскрытии трупа. И весь фильм что-то болтается на первом плане. Настоящий Герман - это "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин". На всякий случай: я не слишком высокого мнения о "Трудно быть богом" Стругацких. Изымать из "погибающей" цивилизации талантливых людей, значит, обрекать ее на окончательное вырождение. А "Каклист (именно - каклист) осенний падает на душу" годится только для пародии.
4. Бондарчук - я знаю одного Бондарчука - Сергея, гениального режиссера. На его сыне Федоре, в полном соответствии с поговоркой, природа крепко отдохнула. Ему бы клипы снимать, это у него неплохо получалось. Константин Есенин, сын Сергея Есенина, говорил, что с его фамилией стихи писать противопоказано. Жаль, что так не считает Федор Бондарчук.
5. Литвинова - жеманная и пошлая дура. Будь она поумней, вряд ли согласилась бы соперничать с самой Дорониной в римейке фильма "Еще раз про любовь". Снимать ее может только Муратова. Не знаю только, зачем ей это надо. Смотрел по "Культуре" передачи Литвиновой об истории женской одежды. Показывали очень и очень поздно, видимо, чтобы подчеркнуть, что культура и Литвинова несовместимы. За одно только словцо "украсивление" ее прибить мало.

"Снимать ее может только Муратова"

Юрий Иосифович, а Хамдамов ("Вокальные параллели")?
"вряд ли согласилась бы соперничать с самой Дорониной в римейке фильма "Еще раз про любовь"
Это еще полбеды, она там решилась петь!
Только что смотрел фильм молодого Бергмана "Летняя интерлюдия". Там есть кадр - дерево над морем - прямо как в "Жертвоприношении"

а Хамдамов ("Вокальные параллели")

Вроде смотрел, но ничего не помню. А может, не произвел впечатления или я вообще не смотрел.

Это еще полбеды, она там решилась петь!

До ее пения я не добрался. Посмотрел минут 5 и бросил.

Там есть кадр - дерево над морем - прямо как в "Жертвоприношении"

Если верить комментариям Набокова, в "Евгении Онегине" нет практически не единой оригинальной - пушкинской - строки. С другой стороны: талантливые художники заимствуют, гениальные - крадут. Можно и у Бергмана найти заимствования. 

"терпеть ненавижу" - кстати: нмв, "Ожидание полковника Шалыгина", откуда эта реплика, фильмец-то так себе, нет? :о)

Обороты терпеть не люблю и терпеть ненавижу - довольно старые, известны в 19 в.

Возможно. Но, честно говоря, не встречал больше нигде, кроме как в упомянутом фильме. :о)

В каком-то фильме о советской армии. Названия не помню. Фильмец так себе. 

Сейчас заглянул в НКРЯ. "Терпеть ненавижу" встречается несколько раз у Мамина-Сибиряка, потом у Шолохова.
Моё предположение: этот оборот могли сочинить гимназисты, заучивавшие разноспрягаемые глаголы. Хотя у этой гипотезы есть слабые стороны.

Юрий, так это ведь художественный приём, то, что Вы называете рвотным, - интерактив, блестящий и гениальный.
не поняли, бывает. впрочем, чему я удивляюсь, это же Ваш фирменный журналистский метод: вывернуть внешнее, выдав его за суть.
исполать! что тут скажешь :)

Алена, спасибо, просветили насчет художественного приема. Как же это я не понял? С другой стороны, прием-то, может, и художественный, но кино все равно отвратное. Я ведь не кинокритик, смакующий приемы и приемчики. Кино должно мне нравиться. Это как в футболе. Вот сейчас наши впулили Вашим (помнится, Вы в Шотландии живете) 2 плюхи подряд. Если выиграют, значит, хорошо играли; если проиграют, значит плохо. Такой вот простой прием.

И насчет моих журналистских методов Вы хорошо сказали. Я-то думал, что просто выражаю свое мнение, а оказалось, действую в соответствии со своим методом. Впрочем, как Вам угодно. Я устал спорить. Утешает одно. Из 5-и пунктов моего ответа Вам Вы возразили только на один. Стало быть, 4:1 в мою пользу. Это ведь как в футболе, где уже 3:0. Все, я выдохся.

4:0.

Возможно, Вы правы, Владислав, я на эту тему не думал.